Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
Главная » История
Несказанные преимущества того, чтобы стать христианином в древнем мире
Константин, первый христианин, правивший Римом, правил 31 год и умер в постели от естественных причин в то время, когда среднее имперское правление было коротким и жизнь императоров обычно заканчивалась насильственными действиями.

То, что он дожил до старости, иллюстрирует более общее, если не широко известное, достижение раннего христианства: христиане в древнем мире имели более продолжительную жизнь, чем их соседи-язычники.

Современные демографы считают ожидаемую продолжительность жизни лучшим показателем качества жизни, поэтому, по всей вероятности, христиане просто жили лучше, чем почти все остальные.

На самом деле, многих язычников привлекла христианская вера, потому что церковь приносила ощутимые (а не только "духовные") благословения своим приверженцам.

Почему христиане жили дольше

Главным из этих материальных преимуществ было то, что в мире, полностью лишенном социальных услуг, христиане были хранителями своих братьев. В конце второго века Тертуллиан писал, что в то время как языческие храмы тратили свои пожертвования "на пиры и попойки", христиане тратили свои "на поддержку и погребение бедных людей, на удовлетворение нужд мальчиков и девочек, лишенных средств и родителей, и стариков, прикованных к дому".

Аналогичным образом, в письме епископу Антиохии в 251 году епископ Рима упомянул, что "более 1500 вдов и людей, попавших в беду", находились на попечении его паствы. Эти утверждения о христианском милосердии были подтверждены языческими наблюдателями.

"Нечестивые галилеяне п ... Читать дальше »
Категория: История | Добавил: Sergey | Просмотров: 401 | Дата: 11.04.2023 | Рейтинг: 5.0/2 | Комментарии (0) |

Когда христианство пришло в город, религиозный рынок уже был переполнен.
Это 240 год н.э. в Дура Европос, римском гарнизоне на реке Евфрат. Если вы идёте по улицам на западной окраине города, вы проходите:

Храм Митры,
Храм пальмирских богов,
Еврейскую синагогу,
Храм Адониса,
Святилище Тиче,
Христианскую домашнюю церковь,
Святилище Зевса Кириоса.

В других частях города вы найдёте храмы Гадде (местному пальмирскому божеству), Зевсу Теосу, Зевсу Мегистосу, Атаргатис (сирийской богине), Артемиде и Юпитеру Долихену (сирийскому Ваалу), а также военный храм рядом со штаб-квартирой гарнизона.

Иными словами, христианство не вошло в религиозный вакуум. Такой религиозный плюрализм был характерен для всех древних городов. Люди не сидели сложа руки, ожидая, когда на сцене появится новая религия. Были доступны десятки, если не сотни, религий.

Иудаизм был конкурентом, имевшим наибольшее сходство с христианством. Еврейский Яхве и буквально сотни божеств соперничали за внимание, но люди, как правило, направляли свои религиозные и моральные устремления в одном из трёх направлений.

Митраизм: от ворона к отцу

Хотя его божество носило персидское имя, митраизм был творением греков и римлян. Бог митраизма обладал властью над движениями небесных тел. В нём сочетались элементы астрологии и греческих мистических религий, в которых подчеркивались особые обряды посвящения. Существовало семь степеней этого посвящения: Ворон, Невеста, Солдат, Лев, Перс, Гелиодром и Отец (обычный титул главы общины). Неофиты проходили испытания на выносливость и давали клятву перед допуском на каждый уровень.

Подобно христианству и мно ... Читать дальше »
Категория: История | Добавил: Sergey | Просмотров: 374 | Дата: 01.04.2023 | Рейтинг: 5.0/1 | Комментарии (1) |

Двое из наименее известных, но наиболее эффективных ранних евангелистов
Григорий Просветитель
(240 - 332)
Обратил страну — до Константина

Ещё младенцем няня увезла Григория с его родины — Армении. Его отец, по-видимому, убил члена семьи короля Армении, и семья Григория была убита в отместку. Григория отвезли в Капподокию, уже в значительной степени христианскую провинцию на территории нынешней центральной Турции. Там он был воспитан в христианской вере.

Когда всё стало безопасно, Григорий вернулся в Армению со своей женой и двумя сыновьями. Он использовал свои связи, чтобы получить допуск к правителю, встретился с царем Тиридатом, которого он обратил из зороастризма в христианство, но не без многих трудностей.

История Грегория овеяна легендами. В одном рассказе король заточил Григория на 15 лет в яму, полную гниющих трупов, и евангелист остался жив только потому, что набожная вдова приносила ему еду. После убийства другого миссионера Тиридат превратился в дикого кабана. Его сестре сказали, что только молитвы Григория вернут его обратно. Как только Грегори был освобождён, его молитвы вернули королю человеческий облик. Благодарный Тиридат немедленно попросил принять крещение вместе со своими домочадцами.

По какой-то причине, когда король обратился в христианство, большая часть королевства последовала его примеру, и христианство вскоре стало национальной религией. Григорий в конце концов стал епископом Армении, и большую часть оставшейся жизни он провёл, "принося свет" (отсюда его прозвище) на свою родину: основывая общины, строя церкви и работая с королём, чтобы искоренить язычество.

Нино
(начало 4-го века)
Миссионерка в Грузии ... Читать дальше »
Категория: История | Добавил: Sergey | Просмотров: 311 | Дата: 22.03.2023 | Рейтинг: 5.0/2 | Комментарии (0) |

Не пробуждения или красноречивые проповедники больше всего повлияли на языческое общество, а обычные христиане, занимающиеся повседневной евангелизацией
Язычники и иудеи тысячами обращались в христианство, услышав проповедь апостолов. Апологеты, используя логические и страстные аргументы, убеждают элиту римлян поверить в христианство. Это образы, которые когда-то возникали в историях евангелизации ранней церкви.

Но типичные новообращенные на заре христианства, вероятно, не слышали о вере от апологета или на общественном собрании. Более вероятно, что их обращение произошло через "повседневный евангелизм" — через продолжающуюся жизнь в поместной церкви, свидетельство отдельных христиан и специализированные "внецерковные" служения.

Церкви, чувствительные к миссии

Организованные общины веры заслуживают главной заслуги в евангелизации Римской империи, как до, так и после Константина. Подражая образцу, созданному Павлом, ранние христиане насаждали церкви, лелеяли их и делали центрами привлечения новообращённых.

Церкви были основаны почти всеми возможными способами. Иногда епископа, пресвитеров или дьяконов посылали проповедовать евангелие и организовывать новую церковь. Например, в середине третьего века считалось, что Корнелий Римский отправил семь епископов в Галлию (современная Франция) для насаждения церквей. В других случаях церкви, которые спонтанно сформировались благодаря мирской евангелизации, просили епископа наставить их.

У большинства церквей была одна и та же цель: евангелизация.

"Просвети тех, кто во тьме", - звучит ранняя литургическая молитва из Египта. "Подними падших, укрепи слабых, исцели больных, наставь всех, ... Читать дальше »
Категория: История | Добавил: Sergey | Просмотров: 390 | Дата: 13.03.2023 | Рейтинг: 4.3/3 | Комментарии (0) |

Малоизвестные или примечательные факты о росте церкви в древнем языческом мире
В течение более чем 150 лет после Воскресения у христиан не было официальных церковных зданий. В течение этого времени евангелизация проводилась в основном по домам, в контексте богослужения и христианского образования. Странствующие евангелисты редко встречались в первые века.

В римском обществе обычно ожидалось, что каждый будет участвовать в культе, но мало кто считал необходимым верить в языческих богов, таких как Марс или Венера. Римский поэт-сатирик Ювенал писал: "В эти вещи не верят даже мальчики, за исключением тех, кто ещё недостаточно взрослый, чтобы заплатить свой пенни за ванну".

В конце второго века почти каждая популярная религия — особенно митраизм — так или иначе примыкала к солнечному монотеизму. Таким образом, христиане часто говорили о сходствах и различиях между богом солнца и Светом Мира.

Апологеты, пытающиеся защитить истины христианства, иногда спорили с уникальным римским мышлением. Климент Римский (умер около 97 года), например, пытался доказать Воскресение, сравнивая его с историей Феникса — мифологической птицы, которая, как утверждается, возрождается из пепла каждые 500 лет. Клемент писал так, как будто все разумные люди верили в историю Феникса.

Христианство, когда оно в конце концов восторжествовало, часто "крестило" язычество: оно основывало церкви на старых святынях, таких как церкви Сан-Клементе и Санта-Приска в Риме. Церковь Санта-Пуденциана в Риме названа не в честь христианина-мученика (как гласит легенда), а в честь римского сенатора Пуденса, который первоначально владел этой землей.

Знаменитый Миланский эдикт Константина, офи ... Читать дальше »
Категория: История | Добавил: Sergey | Просмотров: 301 | Дата: 28.02.2023 | Рейтинг: 5.0/1 | Комментарии (0) |

Категория: История | Добавил: Sergey | Просмотров: 252 | Дата: 23.02.2023 | Рейтинг: 5.0/1 | Комментарии (1)

ГНОСТИЦИЗМ

140 Валентин начинает преподавать гностические взгляды в Риме

144 Маркион отлучен от церкви за гностические взгляды

175 Василид исповедует гностические учения в Александрии

180 Ириней пишет против ересей, выступая против гностицизма

450 Гностические секты уменьшаются

Формы гностицизма возвращаются с павликианами (800-е годы) и альбигойцами (1200-е годы)

КВАРТОДЕЦИМАНИЗМ

155 Поликарп и другие выходцы из Малой Азии выступают за 14 Нисана в качестве даты Пасхи

190 Папа Виктор настаивает на соблюдении воскресенья и пытается искоренить квартодециманизм (“14-й изм”), хотя Ириней выступает за терпимость

325 Никейский собор принимает александрийский метод определения Пасхи

400 Рим начинает использовать александрийский метод

В средние века кельтская церковь (в 625 году) и церковь в Галлии (в 800-х годах) присоединились к Западу, приняв александрийский метод

МОНТАНИЗМ

157 Монтан начинает пророчествовать, что Небесный Иерусалим скоро спустится во Фригию, в Малой Азии

170 Монтанизм развивает экстатические и аскетические практики

190 Монтанизм, осужденный церковными соборами в Малой Азии

207 Тертуллиан переходит в монтанизм

400 Монтанизм ослабевает, но сохраняется в очагах

Несмотря на жестокие преследования Юстиниана I (483-565), монтанизм просуществовал до 800-х годов

МОНАРХИАНСТВО

190 монархианство (подчеркивающий монархию Бога, “единство”, а не три личности) распространяется

200 Ноэт, осужденный в Риме за патрипассиан ... Читать дальше »
Категория: История | Добавил: Sergey | Просмотров: 444 | Дата: 19.02.2023 | Рейтинг: 1.5/2 | Комментарии (1) |

Что именно произошло на знаменитом Никейском соборе, когда римский император созвал около 250 враждующих христианских епископов?
“Это имело огромное значение в христианской и даже в мировой истории”, - писал историк У.Х.К. Френд о первом Никейском соборе.

В истории христианства впервые было официально подтверждено учение о божественности Христа — учение, существенное и уникальное для христианства. В мировой истории никогда прежде вся церковь не собиралась для определения политики и доктрины — не говоря уже о том, чтобы по приказу римского императора.

Следующая статья, написанная покойным писателем и биографом Robert Payne (умер в 1983 году), является выдержкой и адаптирована из его книги "Священный огонь: история первых веков христианских церквей на Ближнем Востоке" (1957). Столько лет спустя можно с полным правом придираться к некоторым историческим деталям (пояснения и некоторые обновлённые выводы приведены в скобках). Но ни одно другое повествование не передает так хорошо человеческое измерение этого критического события.

Александр Александрийский созвал собрание пресвитеров [священников]. По словам историка Сократа, стареющий “папа римский” [некоторых ранних старших епископов называли “папа”, то есть “отец”] “с, возможно, слишком философской обстоятельностью” начал читать лекции о теологической тайне Святой Троицы.

Александр уже некоторое время рассуждал об Отце, Сыне и Святом Духе, когда его прервал один из пресвитеров по имени Арий, уроженец Ливии. Нет никаких свидетельств того, что Александр был глубоким богословом. Возможно, он ошибся, и вполне возможно, что Арий был прав, обвиняя Алексан ... Читать дальше »
Категория: История | Добавил: Sergey | Просмотров: 421 | Дата: 10.02.2023 | Рейтинг: 5.0/2 | Комментарии (0) |

Учителей ранней церкви волновало не только то, во что верили христиане, но и то, как они жили

В одном из самых ранних неофициальных очерков церковной доктрины, "Дидахе", ясно говорилось, что христиане не должны практиковать аборты или подвергать смерти новорождённых младенцев. Объясняя, что значит любить ближнего, в нём говорилось: “Не совершай убийства, прелюбодеяния, содомии, блуда или воровства. Не практикуйте магию, колдовство, аборты или детоубийство”. По этим этическим вопросам христиане были единодушны.

Но другие практические вопросы вызывали раскол в церкви или требовали церковной дисциплины. Когда мы думаем о ереси в ранней церкви, мы обычно думаем о возвышенных богословских спорах о Троице и божестве Христа, но пасторам также приходилось подводить черту под рядом практических проблем.

Жизнь с “Духовными сёстрами”

Некоторые монахи и монахини в ранней церкви верили, что они могут жить вместе. Монахи хотели быть свободными от обязанностей по ведению домашнего хозяйства, которые могли бы выполнять монахини (которых они называли “духовными сёстрами”); тогда монахи могли бы проводить больше времени в созерцании и служении другим. Из-за своих обетов они чувствовали, что могут избежать сексуального искушения.

Эта практика, возможно, существовала ещё во втором веке. Хотя это было официально запрещено церковными соборами в Эльвире, Анкире и Никее в начале 300-х годов, оно существовало ещё долго после этих запретов.

Многие отцы церкви проповедовали против этого. Иероним (342 - 420) сказал, что многие из этих женщин скрывали свою беременность под свободной одеждой, и он говорил об абортах среди этих “девственниц”. Иоанн Златоуст (347 - 407) откровенно отметил, что многие из духовных сестёр стали духовными матерями!

Крещения на смертном од ... Читать дальше »
Категория: История | Добавил: Sergey | Просмотров: 380 | Дата: 31.01.2023 | Рейтинг: 3.5/2 | Комментарии (1) |

В монтанистском споре отвергла ли церковь ересь или Святого Духа?
Мы испытываем особое чувство связи, когда обнаруживаем духовного предка, который похож на нас. Например, те, кто страдает за веру сегодня, черпают вдохновение в ранних мучениках. Другие, жаждущие исполненного Духа поклонения и “харизматического” свидетельства, обращают своё внимание на восторженное христианское движение второго века, называемое монтанизмом.

В этом примере, однако, кроется проблема: монтанизм, который на первый взгляд выглядит как современное Пятидесятничество, был широко отвергнут как еретический в ранней церкви. Почему?

Вдохновляющие начинания

Примерно в 157 году в римской провинции Малая Азия, известной как Фригия, исповедующий христианство по имени Монтанус начал восторженно пророчествовать. Утверждая, что его вдохновил Святой Дух, вскоре к нему присоединились две пророчицы, Максимилла и Присцилла (Prisca). Они уделяли особое внимание библейскому учению об Утешителе и утверждали, что являются последними в череде пророков, в которую входили дочери Филиппа (Деяния 21:8-9). Они сказали, что были призваны призвать всех верующих к праведной подготовке к небесному нисхождению Нового Иерусалима.

К 170-м годам это движение “Нового пророчества”, как его называли, распространилось. Центр деятельности монтанистов всегда находился в Малой Азии, хотя в конечном итоге новообращённые появились в таких миссионерских форпостах, как Рим, Византия и Карфаген. Что привлекло множество ранних христиан к монтанизму? Возможно, ответ кроется в трёх словах: авторитет, энергичность и дисциплина.

Пророки-монтанисты претендовали на прямые откровения от Бога, и их высказывания (“оракулы”) ценились и сохранялись верующими как авто ... Читать дальше »
Категория: История | Добавил: Sergey | Просмотров: 389 | Дата: 19.01.2023 | Рейтинг: 5.0/1 | Комментарии (0) |

Джек Хейфорд, лидер церкви Foursquare, который учил евангелистов, что Бог живёт среди славословий Своего народа, скончался в воскресенье (8 января 2023) в возрасте 88 лет.

Хейфорд был давним пастором церкви On the Way в Ван-Найсе, Калифорния; автором “Majesty” и более 500 других песен хвалы и поклонения; и четвёртым президентом Международной церкви Четырёхугольного Евангелия (Foursquare). Он регулярно проводил недельные семинары для пасторов, которые расширяли и формировали взгляды евангелистов на богослужение. Он убедил широкий круг людей не только время от времени поднимать руки во время молитвы и принимать глоссолалию как особый молитвенный язык, но и, что более важно, рассматривать богослужение как центральную часть работы церкви.

“Поклонение часто неправильно понималось как музыкальная прелюдия, - писал Хейфорд, - а не как средство, с помощью которого мы, как народ Божий, приглашаем к установлению власти Его царства на земле. В Псалме 21:4 говорится, что Царь царей буквально "живёт среди славословий". Везде, где Божий народ собирается вместе для поклонения, мы становимся местом его присутствия”.

Хейфорд был пятидесятническим строителем мостов и пастором для пасторов, который много сделал для продвижения практики харизматического обновления. Даже люди, которые исторически скептически относились к пятидесятничеству, были привлечены к Хейфорду.

“Я думаю, что пасторы чувствуют в нём того, кем они хотят быть”, - сказал в 1989 году Ллойд Огилви, пресвитерианский священник, тесно сотрудничавший с Хейфордом. “Он уходит корнями в историческое христианство, обладает огнём и динамизмом харизмата, понимает важность социальной ответственности и может мобилизовать отдельных люде ... Читать дальше »
Категория: История | Добавил: Sergey | Просмотров: 338 | Дата: 10.01.2023 | Рейтинг: 5.0/2 | Комментарии (0) |

Как самая ранняя церковь решила, что Маркион и гностики, среди прочих, были неправы.
Задолго до разногласий четвертого и пятого веков церковь уже некоторое время имела дело с ересью. Рано появились учителя, которые говорили, что у них есть особый доступ к “истинным учениям” Иисуса. Так же рано Церкви пришлось придумать методы для различения истины и отвержения заблуждения.

Тайное знание

Из всех различных интерпретаций христианства ни одна не была столь опасной и не была так близка к победе, как гностицизм. Это было обширное и аморфное движение, существовавшее как внутри церкви, так и за её пределами.

Название “гностицизм” происходит от греческого слова "гнозис", что означает "знание". Согласно гностикам, они обладали особым, мистическим знанием, предназначенным для тех, кто обладает истинным пониманием. Это знание было тайным ключом к спасению.

Спасение было главной заботой гностиков. Они пришли к выводу, что вся материя - зло или, в лучшем случае, нереальна. Человеческое существо на самом деле является вечным духом, который каким-то образом был заключен в тело. Поскольку тело - это тюрьма для духа, и поскольку оно вводит нас в заблуждение относительно нашей истинной природы, это зло. Поэтому конечной целью гностиков было вырваться из тела и этого материального мира, в котором мы находимся в изгнании. Мир - это не наш истинный дом, а скорее препятствие на пути к спасению духа.

Как же тогда объяснить происхождение мира и тела? Гностицизм утверждал, что изначально вся реальность была духовной. У верховного существа не было намерения создавать материальный мир, а только духовный. Таким образом, было создано множество духовных существ. Гностические учителя не пришли к согласию относительно и ... Читать дальше »
Категория: История | Добавил: Sergey | Просмотров: 572 | Дата: 06.01.2023 | Рейтинг: 5.0/1 | Комментарии (8) |

Было допущено много ошибок, прежде чем церковь придумала, как лучше всего описать Иисуса Христа.
Вскоре после начала второго века Плиний Младший, губернатор Вифинии в Малой Азии, проконсультировался с императором Траяном по поводу быстро распространяющегося христианского "суеверия" в его округе, спросив его, что ему следует с этим делать. Расспросив нескольких человек, Плиний узнал, что "в назначенный день" христиане обычно собирались до рассвета и читали "гимн Христу, как богу".

Эти гимны, восходящие к самым ранним дням христианства, резко противоречат распространенному мнению о том, что доктрина Воплощения - всего лишь детище теологов четвертого века, играющих в неуместные словесные игры. Задолго до того, как христианские императоры созвали свои торжественные собрания, тысячи христиан на богослужениях пели хвалу Святому Младенцу из Вифлеема.

Это одна из причин, по которой ортодоксальная партия в конечном итоге одержала победу в споре с арианами: Афанасий просто теологически доказывал то, что церковь пела в течение двух столетий. Но если арианский спор разрешил вопрос о полной божественности и человечности Христа, он не разрешил вопрос о том, как именно божественный Христос стал человеком. Эта забота была оставлена на усмотрение более поздних теологов.

Христос без человеческой души

С обращением императора Константина в христианство (312 год н.э.) церковь ознаменовала новый этап своего триумфального расширения. Почти в одночасье в это стало модно верить. В результате церкви были переполнены, как сказал профессор Алан Ричардсон, "наполовину обращёнными, социально амбициозными и плохо обученными". Гре ... Читать дальше »
Категория: История | Добавил: Sergey | Просмотров: 341 | Дата: 31.12.2022 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии (0) |

Одним из самых привлекательных христианских мест для посещения в Турции является небольшое святилище, посвященное Деве Марии, недалеко от древнего города Эфес на склоне горы Бюль-Бюль в Измире. Считается, что именно здесь мать Иисуса провела свои последние дни.

Официально называемое Эфесским домом Марии, причудливое здание пользуется популярностью у верующих путешественников, многие из которых пережили и холод, и дождь, чтобы увидеть достопримечательность. По дороге к святилищу, недалеко от входа, находится крещальный бассейн в форме замочной скважины, где, как говорят, крестились члены общины ранней церкви в Эфесе. Там также есть баннер, объясняющий, почему считается, что именно на этом месте Мария провела свои последние дни.

Писания показывают, что во время Своего распятия Иисус доверил заботу о Своей матери Иоанну, “ученику, которого Он любил” в Иоанна 19:25-27 и автору книги Откровения. В последний раз Мария упоминается в Писании, когда она вместе с ранней церковью молится в Верхней комнате в Деяниях 1:13-14 в преддверии дня Пятидесятницы, когда Святой Дух впервые изливается на Церковь “разделяющиеся языки, как бы огненные”.

В книге Деяний, после смерти Иисуса и усиления гонений на христиан, показано, как Его ученики разделили мир для проповеди Евангелия, а Иоанну было поручено управлять Малой Азией, ныне известной как Турция.

Некоторые эксперты предполагают, что Иоанн принял мученическую смерть и был похоронен в Иерусалиме, как и его брат Иаков, в то время как другие согласны с тем, что он отправился в Эфес, взяв с собой Марию, прежде чем был сослан на остров Патмос. В конце концов он вернулся в Эфес, где умер и был похоронен.

Турецкие официальные лица утверждают, что вещественными доказательствами, подтверждающими, что святыня является местом последнего упокоения Девы Марии, являются наличие гробницы Иоанна в Эфесе и первой в мире ба ... Читать дальше »
Категория: История | Добавил: Sergey | Просмотров: 356 | Дата: 28.12.2022 | Рейтинг: 4.0/2 | Комментарии (0) |

Смешанные мотивы и странные учения четырёх отъявленных еретиков.
Валентинус
(2 век)
От кандидата на папский престол до ведущего гностика


Блестящий богослов, преподававший в Александрии (Египет), Валентин переехал в Рим примерно в 136 году н.э. и быстро стал кандидатом в папы, тогда известным как епископ Рима. Он не только не был избран, но и был отлучен от церкви, когда позже стал лидером ереси, известной как гностицизм, которая учила, что лишь немногие избранные получают гнозис (“знание” по-гречески) от Бога о том, как найти спасение.

С этим убеждением Валентин приступил к переосмыслению Библии — неправильному толкованию, обвиняемому такими критиками, как Ириней и Тертуллиан. Для Валентина самые важные уроки Писания исходили не из очевидного смысла, а из символики, скрытой за словами. Этот метод толкования Библии, называемый аллегорией, позволил Валентину создавать сложные истории и учения, которые стирали границы между христианством, мистицизмом, философией и иудаизмом.

Например, к наброску Книги Бытия о Сотворении Мира Валентин добавил ряд деталей. На протяжении веков, согласно Валентину, Бог создал 15 духовных пар, которые олицетворяли такие божественные качества, как доброта и истина. Одно существо, София (по-гречески “мудрость”), отвергла своего партнера, потому что её единственной страстью было знать всё о Боге. Сама она зачала и родила уродливого ребенка, которого назвала Иалдаваоф (вероятно, что означает “Дитя Хаоса”). Из элементов творения её сын (божество, изображенное в Ветхом Завете) создал тёмный мир человечества и вселил в него оцепенение по отношению к Богу. Иисус, великий Божий пророк, пришёл, чтобы пробудить людей к “глу ... Читать дальше »
Категория: История | Добавил: Sergey | Просмотров: 355 | Дата: 20.12.2022 | Рейтинг: 3.5/2 | Комментарии (0) |

« 1 2 3 4 5 6 7 ... 48 49 »
         
     
Книги [2419]
Видео [981]
Аудио [333]
Статьи [2604]
Разное [647]
Библия [310]
Израиль [301]
Новости [578]
История [721]
Картинки [383]
MorningStar [1240]
Популярное [200]
Пророчества [1156]
Пробуждение [398]
Прославление [900]
Миссионерство [326]
It's Supernatural! [757]
Сколько материалов в день лучше всего?
Всего ответов: 47
500

Онлайн всего: 7
Гостей: 6
Пользователей: 1
Sergey

Top.Mail.Ru

Copyright MyCorp © 2024